Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Предупредить. Научить. Уберечь.

Дата: 27 мая 2019 в 22:29
Автор: Якубец З. С.
141 просмотр

ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Предупредить. Научить. Уберечь.

С 11 мая по 1 июня в Ветковском районе проходит республиканская профилактическая акция «Не оставляйте детей одних!». Вашему вниманию представлены советы специалистов МЧС, к которым стоит прислушаться.

Ежегодно сотни детей гибнут в результате несчастных случаев. И хотя с годами статистика становится менее пугающей, таких фактов, к
сожалению, все еще немало. С наступлением летних каникул
приходит и пора повышенной опасности. Дети остаются дома без
присмотра родителей, проводят каникулы в лагерях или деревнях у
бабушек и дедушек, где уследить за ними можно не всегда.
Специалисты Ветковского районного подразделения МЧС рассказали, где может подстерегать детей опасность и как избежать несчастья.

Дом – самое безопасное место?

Казалось бы, дом — самое безопасное место для ребенка. Но далеко не всегда: по статистике, маленькие дети чаще всего получают травмы именно дома. Опасность подстерегает на каждом шагу: любая оставленная на краю плиты горячая кастрюля или незакрепленная полка может стать причиной травмы. В середине октября прошлого года из агрогородка Еремино Гомельского района в больницу доставили 6-месячную девочку с диагнозом ожоговая болезнь, термический ожог горячей жидкостью трех степеней грудной, брюшной стенки, левого предплечья, обоих бедер и голени. Малышку срочно госпитализировали. Оказалось, родители с ребенком приехали в гости к родственникам, сели за стол, стали пить чай. Мама, держа дочь на руках, поставила чашку с горячим напитком на стол. Ребенок стал махать руками, потянул чашку, которая опрокинулась на маленькое тельце.

По похожим сценариям несчастные случаи произошли в Калинковичах, где двухлетний мальчик, на глазах у мамы, опрокинув на себя кружку с горячим чаем, обжог грудную клетку и ножки. А в Добрушском районе двухлетняя девочка подставила руку под струю кипятка в домашней бане.

Еще один факт зафиксирован в Буда-Кошелево. Вечером шестого декабря в местную районную больницу доставили девятимесячного мальчика. У ребенка констатировали термический ожог кипятком 1-2 степени лица, грудной клетки, правого плеча и предплечья. И вновь элементарный недосмотр мамы, которая налила в тарелку кипящую воду, поставила на край стола. В этот момент маленький сынишка дотянулся до неё ручками и опрокинул на себя.

Кроме того, интерес у ребенка могут вызвать таблетки, случайно оставленные вами на столе, батарейки, любые опасные жидкости — моющие средства, уксус и так далее.

Инспектор Ветковского районного подразделения МЧС напоминает:

— Дети пробуют все на зуб. И почти ежедневно в больницы и поликлиники доставляют малышей, проглотивших что-то опасное. Последствия зачастую неутешительные: ожоги пищевода, а иногда и его полное удаление.

Чтобы избежать печальных последствий, специалист рекомендует убрать подальше от детей предметы, которые могут быть опасны, в том числе украшения, пуговицы, булавки и «невидимки», монеты, которые в скором времени появятся в обиходе. Бытовая химия, спички, лекарства также должны быть вне доступа ребенка. 9 февраля прошлого года в г. Речица Гомельской области годовалый малыш опрокинул на себя стеклоочиститель, пока мама мыла окна. Часть жидкости попала мальчику на лицо и в рот. Мама незамедлительно обратилась за помощью в больницу. Мальчик сутки находился под наблюдением врачей. После чего под расписку матери был выписан домой. К счастью, врачи не выявили признаков отравления.

Тщательно осмотрите игрушки своего ребенка: заклейте скотчем крышки, под которыми находятся батарейки, выбросьте сломанные игрушки. В отдельную коробку сложите карандаши, фломастеры, кисточки, краски и доставайте их только тогда, когда ребенок хочет заняться творчеством. Проследите за тем, чтобы малыш не играл с монетами. Особое внимание уделите кухне: уберите ножи, ножницы и спички туда, где их не сможет достать ребенок.

Еще одно место повышенной опасности — окна и балконы.4 января прошлого года спасателям поступило сообщение о том, что на подоконнике открытого окна на пятом этаже жилого дома на улице Кожара в Гомеле находятся двое детей. Когда к месту вызова прибыли подразделения МЧС, на пятом этаже жилого дома были открыты окна, детей видно не было. Спасателями был оперативно развернут куб жизни. В квартире находились двое мальчиков 2010 года рождения. Через закрытую входную дверь работника МЧС удалось установить контакт с детьми и выяснить, что они находятся дома одни, а также узнать место работы их матери, и сообщить ей о ситуации. Выяснилось, что родители ушли на работу, а следить за детьми осталась их старшая дочь 1993 года рождения, которая на момент прибытия подразделений МЧС находилась в магазине. Спасатели продолжали беседовать с мальчиками до прихода матери домой.  К счастью, никто не пострадал.

Надо проявлять особую бдительность, подчеркивает инспектор МЧС:

— Даже двухлетний малыш может притащить к подоконнику табуретку и выглянуть в открытое окно или распахнуть закрытое. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы ребенок не смог этого сделать: если выходите из комнаты даже на несколько минут, закройте створки окна. Кроме того, мы рекомендуем поставить на окнах заглушки или съемные ручки, чтобы дети не могли самостоятельно их открыть.

Поля опасностей

Многие родители стараются вывезти детей на каникулы поближе к
природе, в частности, в деревню к бабушке и дедушке. Но, несмотря на богатый опыт, те не всегда могут уследить за внуками. Особую опасность в летнее время представляют водоемы, где даже присутствие взрослых зачастую не становится гарантом безопасности. Инспектор МЧС советует:

— Отправляясь с детьми на водоем, всегда будьте начеку — не выпускайте их из виду ни на минуту, особенно если они находятся в воде. Не позволяйте ребенку отплывать далеко от берега, поинтересуйтесь глубиной водоема. Не разрешайте пользоваться надувными матрасами и камерами: они могут подвести в любой момент.

Деревенские поля часто становятся местом опасных находок. До сих пор в земле лежат неразминированные снаряды. Несколько лет назад в Березинском районе на таком снаряде подорвались двое школьников. Поэтому работники МЧС рекомендуют рассказать детям о том, насколько опасными могут быть такие находки:

— Если вы или ваш ребенок нашли снаряд или что-то подобное, не прикасайтесь к нему и уж тем более не пытайтесь самостоятельно разобрать или передвинуть его. Срочно вызовите милицию и спасателей!

Еще одной распространенной причиной гибели и травматизма детей становятся «эксперименты» со спичками и зажигалками, которые по недосмотру взрослых тоже зачастую остаются на видных местах.

Инспектор МЧС поясняет:

— Расскажите своему ребенку о том, насколько может быть опасен
огонь, и предостерегите его от поджога веществ, которые могут быстро загореться, — сухой травы, соломы, бумаги. Уделите внимание объяснению опасности экспериментов легковоспламеняющимися жидкостями: расскажите детям о том, что нельзя проверять наличие бензина в канистре с помощью спичек и устраивать «цирковые шоу», поджигая аэрозоли и спреи.

Самые опасные для малыша места в квартире:

кухня;

ванная комната;

места хранения бытовой химии.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

В каждом возрасте есть наиболее типичные детские травмы, и родителям это надо учитывать.

Дети от 2 лет

В этом возрасте малыши становятся очень активными и любопытными, поэтому чаще всего получают такие травмы:

— ожоги от плиты, утюга, обогревателя;

— отравления и химические ожоги от пробы на вкус продуктов бытовой химии;

— электротравмы от засовывания в розетки спиц, шпилек, булавок;

— попадание инородного тела в дыхательные пути.

Дети от 4 до 6 лет

Это возраст, когда дети становятся более самостоятельными и пытаются повторять поступки и действия взрослых. Самые распространенные травмы в таком возрасте — ожоги от игр со спичками и зажигалками.

Дети от 7 до 12 лет

В этом возрасте детям свойственна тяга к экспериментам. К играм со спичками и зажигалками добавляются баллончики из-под аэрозолей и дезодорантов. В итоге — тяжелые ожоги пламенем.

Беда на ровном месте

7 апреля прошлого года жуткая трагедия произошла в Гомеле. Двухлетний мальчик задохнулся, проглотив воздушный шарик, который принесла из школы его старшая 11-летняя сестра. Дети с ним играли. В какой-то момент шарик оказался в руках у двухлетнего ребенка. Малыш держал его во рту и при этом принялся прыгать на кровати. При вдохе он заглотил шарик. Все произошло у мамы на глазах. Женщина пыталась самостоятельно оказать помощь сыну, освободить дыхательные пути, но безрезультатно. Прибывшие на место врачи скорой медицинской помощи также не смогли спасти мальчика. Он был третьим ребенком в семье.

11 января прошлого года Калинковичские спасатели  выехали по сообщению о том, что одиннадцатимесячному ребенку требуется помощь в снятии лампадки с пальца. По прибытии к месту вызова было установлено что, малыш, играя с лампадкой, которую ему дали взрослые, нечаянно засунул палец в жестяное отверстие. Работниками МЧС при помощи ножниц лампадка была снята. Госпитализация не потребовалась.

Отсутствие контроля со стороны взрослых в большинстве случаев
становится причиной всевозмож­ных травм, получаемых детьми.

Как только ребенок становится са­мостоятельным, возрастает число потенциально опасных мест для него. И предусмотреть все невоз­можно.

8 марта прошлого года страшная трагедия произошла в Солигорском районе Минской области. Футбольные ворота упали на 12-летнего мальчика. Свидетели говорят, что он повис на металлической конструкции и начал ее раскачивать. Ворота упали, ребенок погиб от полученных травм. Происшествие случилось днем, на стадионе школы, где играла компания подростков.

В декабре прошлого года на ферме в Зельвенском районе Гродненской области девятилетний ребенок лишился ноги. Мальчик пришел на ферму вместе с отцом. В какой-то момент он оказался без контроля взрослых: ребенок оступился и упал, а его нога попала в ленту транспортера и оказалась зажатой поворотной звездочкой. Мальчика оперативно доставили в больницу, однако из-за осложнений, а также из-за угрозы жизни ногу пришлось ампутировать.

Такие происшествия происхо­дят из-­за детской беспечности. Предусмотреть все их невозможно, но предотвратить — достаточно
просто, уверена специалист МЧС:

— Учите ребенка правилам бе­зопасного поведения каждый день. Используйте для этого нес­тандартные методы: играйте с ним, показывайте познаватель­ные мультфильмы и ролики, при­водите примеры из сказок. Начи­нать обучать ребенка безопаснос­ти нужно уже с 2-3­летнего воз­раста. При этом старайтесь в бе­седе заменять слово «нельзя» сло­вом «опасно». Не делайте упор на запреты: старайтесь объяснить ребенку, к каким последствиям может привести то или иное действие. Например, вместо «не включай электрочайник самосто­ятельно» скажите: «Будь осторо­жен, включать электрочайник са­мому опасно — ты можешь об­жечь руку. Давай я тебе помогу» или «Включать электрочайник можно, если рядом папа».

И, конечно, сами будьте приме­ром для детей: если вы всегда бу­дете выключать электроприборы, уходя из дома, то и ребенок будет делать так же. Дети следуют не советам, а поступкам, поэтому соблюдайте правила безопасности вместе! И самое главное, не ос­тавляйте детей одних, особенно дошкольного возраста.

Никогда не оставляйте в зоне доступности ребенка лекарства, чистящие средства, батарейки, спички, колюще режущие предметы!

НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК

Научить ребенка правилам безопасного поведения проще, чем кажется на первый взгляд. Конечно, скучные лекции о том, как не надо делать, вряд ли увлекут вашего малыша. Поэтому используйте неординарные способы обучения.

Рисуйте вместе

Дети лучше всего усваивают информацию в виде картинок. Поэтому постарайтесь донести до своего ребенка информацию визуально. Например, расска­зывая об опасностях, которые подстерегают его в квартире, нарисуйте план своего дома и красным фломастером обве­дите места, в которых ему нужно быть наиболее осто­рожным. Чтобы ребенок лучше усвоил правила безопасности, рисуя разные ситуации, про­говаривайте все детали картин­ки. Рассказывая о каждом из правил, делайте несколько рисунков, которые потом можно будет объединить одной историей.

Непослушный Колобок

Если вы привыкли читать ребенку сказки на ночь, то для вас нет ничего проще, чем на примерах сказочных персонажей рассказать малышу о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Например, читая сказку о Колобке, разъясните ре­бенку, что нельзя уходить одному из дому и разгова­ривать с незнакомцами. А рассказывая сказку «Се­меро козлят»— почему нельзя открывать двери квартиры посторонним людям. При этом обсуждай­те с малышом каждый шаг сказочного героя. Спро­сите, почему он поступил так, а не иначе или как бы поступил сам ребенок, оказавшись на месте этого персонажа.

Кто спешит на помощь?

Еще один способ сделать правила безопасности легкими для запоминания — разыграть с ребенком различные ситуации. Например, вы можете предло­жить ему сыграть в игру «Спасатели спешат на по­мощь». Расскажите малышу о том, как и в каких си­туациях нужно вызывать пожарных и спасателей, а после этого примерьте на себя роль диспетчера, ко­торому позвонит ваш ребенок в чрезвычайной ситу­ации. При этом обратите внимание на то, чтобы он запомнил номера 101 или 112, по которым нужно звонить, назвал правильный домашний адрес, имя и фамилию, смог объяснить, что произошло: для этого проговорите несколько ситуаций, к примеру, загорелся телевизор, в квартире появился запах ды­ма и так далее.

ТЕСТ

Проверьте себя и ребенка

Можете ли вы быть уверенными в том, что с вашим ребенком, оставленным без присмотра, ничего не случится? Проверьте себя и своих детей, ответив на вопросы нашей анкеты.

1. Спросите у своего ребенка ваш домашний адрес и телефон.

2. Спросите у ребенка, знает ли он номер мобильного телефона мамы или папы.

3.Спросите у ребенка, по какому телефону вызывают:

— скорую помощь;

— спасателей;

— милицию.

4.Спросите у ребенка, что он будет делать, если в доме что-нибудь загорится, а вас не будет дома:

— спрячется в другой комнате;

— выбежит из квартиры и позовет на помощь;

— спрячется в шкафу;

— выбежит на балкон.

5. Если ребенок дома один, а в дверь позвонили, он:

— скажет, что дома никого нет;

— откроет дверь и посмотрит, кто пришел;

— спросит “кто там?”, а потом скажет, что мама в ванной;

— будет сидеть тихо, как будто его нет;

— позвонит родителям и скажет, что кто-то звонит в дверь.

6. Если ребенок гуляет на улице, а к нему подойдет незнакомый человек и позовет посмотреть маленьких котят (новую игрушку, “секрет”), то он:

— сразу же убежит;

— позовет с собой друга, и они пойдут смотреть вместе;

— пойдет смотреть один.

7. Если ребенок застрянет в лифте, то он:

— станет кричать и стучать ногами по дверям;

— будет тихо сидеть;

— будет нажимать на все кнопки подряд;

— найдет кнопку с колокольчиком и громко скажет диспетчеру, что произошло, сообщит свой адрес

8. Если на ребенка рычит и лает собака, то он:

— быстро убежит домой;

— остановится, даст команду “фу!” или “сидеть!” и будет

медленно двигаться к любому укрытию;

— будет махать руками и кричать на собаку;

— будет тихо идти, стараясь не смотреть на собаку.

9. Если ребенок поранится, то он:

— вытрет рану платком и будет играть дальше;

— промоет рану хозяйственным мылом и водой, обработает спиртом или йодом;

— обратится к знакомому взрослому, чтобы он помог обработать ранку;

— будет ждать маму, чтобы она что-то сделала с ранкой.

10. Если ребенку нужно перейти улицу, то он:

— подождет, пока не будет машин, и пойдет;

— дождется зеленого света на светофоре, посмотрит, все ли
машины остановились, и пойдет;

— пойдет через улицу, когда двинутся все люди, стоящие на
переходе;

— попросит кого-нибудь из взрослых перевести через дорогу.

11. Если маме, папе или бабушке (дедушке) стало плохо, а, кроме него, больше никого нет дома, то он:

— будет тихо сидеть рядом и не шуметь;

— вызовет по телефону 103 скорую помощь;

— позовет на помощь соседей;

— пойдет в другую комнату играть.

12. Если ребенок, гуляя с вами в лесу, найдет какую-то красивую ягоду или гриб, то он:

— сорвет ее (его) и попробует на вкус;

— сорвет и положит в корзинку;

— не будет трогать, пока не спросит разрешения у родителей.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.