РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА ДОМА
Проблема: Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома. Хорошо, если есть отдельная детская. А если нет? Как же создать в семье развивающую среду, т.е. такую обстановку, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых?
Вполне естественно, что ребенок должен осваивать все пространство квартиры, иными словами, действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизиологических особенностей и возможностей.
Решение проблемы: «Ну-ка, зеркальце, скажи...». Очень важно организовать детское зеркало, лучше трельяж. Важно потому, что, как утверждают психологи, люди любят свое собственное отражение, а дети дошкольного возраста особенно. И мы советуем предоставить им такую возможность. А с помощью трельяжа ребенок может и должен увидеть себя сбоку, т.е. в профиль. Это, если хотите, своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно (жить в ладу с самим собой). На полочке рядом хорошо бы поместить маленькое зеркальце с ручкой. Оно поможет малышу видеть себя сзади. Кроме того, на полочке мы рекомендуем расположить расчески и набор детской косметики. В данном случае набор расчесок и косметики определяется полом ребенка. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учится приводить себя в порядок и, наоборот, вернувшись с прогулки, дошкольник осматривает себя вновь и меняет, в случае необходимости, что-либо в своей внешности. Тут же в прихожей помещается на обувной полке щетка и ложка для обуви. При наличии таких условий у ребенка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания, самостоятельности.
«Мини картинная галерея». По себе знаем, как много нам недодали ни в семье, ни в школе, опустив в образовании такую важную веху, как «Изобразительное искусство». В связи с этим очень большое количество школьников, взрослых равнодушно скользит глазами по картинам, не посещает выставки. Мы с вами, конечно, не профессионалы и не сможем в полной мере объяснить дошкольнику особенности пейзажных, к примеру, картин, композиционное построение, свет и тени, подбор красок и многое другое. Но как важно приучить глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Сейчас можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации и приобщить к этому дошкольника. Если вы откликнетесь на это начинание, рекомендуем в определенной системе подавать данный материал:
- произведения одного или разных авторов;
- портретная живопись;
Причем подавать материал следует ненавязчиво.
«Мешочек добрых дел». В наш стремительный век, время рыночной экономики, время резких контрастов окружающей нас жизни как бы нам с вами не опоздать сделать самое главное дело — заложить семена доброты. Сейчас же добрые чувства у дошкольников становятся все более дефицитными. Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом вашу коробочку с наличием мелких предметов: камешков, ракушек... За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещаете мелкий предмет. Итоги любовно подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Главное в данном случае - умело руководить этим процессом, не использовать мешочек как средство поведения ребенка напоказ. А добрых дел дошкольник может совершить целое множество: поделиться красивой конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т.д. Главное - вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку в субботу, когда вы вместе подсчитаете, что в мешочке у вашего ребенка целых 6 камешков.
«Детская лаборатория - это серьезно». Ребенок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает игрушку, раздевает куклу, пытаясь исследовать предмет, попавший к нему в руки. И почти всегда получает замечание от взрослых, которое, как правило, остается без положительных последствий. Так как через время ребенок опять будет исследовать. И это явление надо всячески поддерживать. Проще и полезнее создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке или на специальной полочке нужные для детского исследования предметы: магниты, уже не работающие телефоны, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны, термометры, микровесы, микрокалькуляторы, компасы (а может быть, папы еще что-нибудь добавят, исходя из интересов своего ребенка). Организуя эту лабораторию, нужно в обязательном порядке постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется. Вводить предметы рекомендуется по одному, через 2 и более недель.
«Столярничаем или вышиваем». В зависимости от пола ребенка в квартире продумывается уголочек будущей мастерицы или уголок умелых мужских рук
«Шкаф находок». В этот шкаф ребенок-дошкольник, а лучше, если это будут делать все члены семьи, приносит все необычное, что находится в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Разговоры вокруг находок могут повестись в этот же день, а могут быть по взаимному согласию отложены до выходных дней.
Важно только для поддержания интереса дать детям план-задачу, к примеру:
- Чем тебе нравится этот камешек?
- На что (или кого) похож?
- Давайте вместе придумаем волшебную историю этого камешка.
- И, конечно, постараемся его интересно назвать.
- У кого будет самое интересное название, получает поощрение (2 поцелуя, конфету, новую книжку, новую находку или многое другое).
«Уголок ребусов, шарад, головоломок». Хотим ли мы умного ребенка - на этот вопрос все ответят положительно. Все ли мы для этого делаем и в состоянии ли это делать, учитывая нашу занятость работой или домашним хозяйством? Во-первых, не делаем все, потому что не в полной мере знаем. А во-вторых, мы действительно заняты. Исследователи семейного воспитания явно подтверждают этот тезис. Общеизвестно, что родители общаются с ребенком от 8 до 15 минут. Имеется в виду прямое общение, т.е. время, когда мама или дедушка что-нибудь читают, рассказывают, чему-нибудь учат, что-то вместе мастерят. Конечно, есть семьи, где эта статистика сильно колеблется в ту или другую сторону. Но мы говорим о типичном семейном явлении. Если вспомнить слова А.С. Макаренко о том, что родители воспитывают детей даже тогда, когда их нет дома (а это, конечно, так), то вроде бы нам не о чем беспокоиться. Но в том-то и дело, что в этих очень частных случаях важна семейная развивающая среда. И если речь идет об уме ребенка, его сообразительности, гибкости, быстроте реакции – значит, вы, уважаемые родители, согласитесь организовать уголок шарад, ребусов, головоломок. Сейчас все больше появляется книжек, живых букварей, рабочих тетрадей по математике, природе, где имеют место развивающие картинки-задания. Есть еще детские издания прошлых лет и, конечно, настоящих, где в изобилии наглядный поисковый материал. Мы имеем в виду «Веселые картинки», «Мурзилка», «Трамвай», «Малятко»... Важно отобрать материал с учетом возраста дошкольника (ему 3-4 года или 5-6 лет). Основные критерии отбора заключаются в следующем. Крайне важно, чтобы картинка не требовала только констатации (например, нарисован лес, дети собирают грибы и ягоды. Хотя нужны и такие картинки для составления описаний и рассказов). Любая наглядность в этом плане должна заставлять думать, но по принципу «Учите, играя». Это могут быть, как указывалось выше, сюжетные лабиринты типа «Как собачке добраться к будке»; это могут быть ребусы типа «Отгадай название цветка» (что-то заполнив), это могут быть загадочные контуры, завуалированные цифры, буквы. Каждую картинку хорошо бы наклеить на картон, чтобы можно было много раз ее обыграть. Уголок ребусов... или, иначе говоря, развивающий уголок, нужно постоянно пополнять интересным материалом, с которым мы первоначально играем вместе (взрослый и ребенок). Ребусы, головоломки можно сделать самим в схематическом плане, без опоры на наглядность. Но такой материал предлагается детям старше 5 лет и в том случае, когда у них уже возник стойкий интерес решать такие задачи, когда будущих школьников интересует уже не столько игровой замысел и иллюстрации, сколько результат их умственного труда.
«Книжки в вашем доме». Можно было бы опустить разговор о них, если бы мы с вами на этапе дошкольного возраста в полной мере выполняли основную задачу развития интереса к книге, вначале к рассматриванию иллюстраций, слушанию содержания, а затем к чтению. И параллельно способствовали бережному отношению ко всем книжкам, не только детским. Но такого, к сожалению, не случается. И не только родительская тут вина. Существуют мощные соперники книг – телевизор, магнитофон, видеомагнитофон. Технические средства зрелищно показывают мир вокруг, а значит, увлекают наших дошкольников, привязывают их надолго к дивану и креслу. Наряду с отечественными детскими передачами, кино и мультфильмами, на наш экран широким планом хлынул поток зарубежных «мультиков». Детям они очень нравятся. Мы, взрослые, можем сколько угодно спорить о достоинствах и недостатках этих фильмов для детей (одни родители хвалят их, отмечают, как красиво оформлены они в цветовом плане, увлекательны по содержанию, другие родители отмечают необычайную жестокость в поведении персонажей). Но главное достоинство неоспоримо – детям они нравятся, значит, многое заложено с учетом их миропонимания. Дошкольники на уровне подсознания, понимают, что для просмотра фильма не нужны никакие усилия - все видно, все понятно - есть начало, есть конец. А для слушания и тем более чтения нужны волевые усилия (ничего, кроме букв, не видно, их нужно прочитать).
В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. До 3-х – 4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек, с преобладанием иллюстраций и короткого текста («Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и т.д.). После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться 3-5 книжек также с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и т.д. Хорошо бы через 2-3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной книжечке, причем с сюрпризом или поощрением («Сегодня тебе кошка прислала очень интересную книжку «Кошкин дом или «Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки»).
Вы сами убедитесь в том, что очень большое количество книжек не воспитывают прямо пропорционально нужных качеств. Ребенок теряется в них, не понимает, что нужно их беречь, складывать их на место (причем всегда постоянное). В 4 года и более крайне важно сказать ребенку, что у нас дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком ее правильно организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книжки одного автора, книжки по временам года, книжки зарубежных авторов, загадки, пословицы, азбуки и т.д. Вполне понятно, что мы делаем условные деления. Ведь сам подбор книг подскажет взрослым нужную систематизацию. Каждое подразделение важно обособить: картонкой с рисунком или картонной перегородкой.
Очень хорошо дать название своей библиотеке и постепенно ее накапливать. Отметим, что каждый ребенок избирательно выбирает полюбившуюся только ему книжку. Нас порой удивляет его выбор. Он непрестанно и по много раз просит еще читать ее. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания – ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов – они все его близкие друзья и советчики. Но и постоянно расширяйте поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, содержание. Ребенку очень важно быть знакомым наряду со сказками, формами малого фольклора, зарубежными стишками и рассказами – с сокровищницей детской литературы – классикой, а именно произведениями Толстого, Чуковского, Маршака, Чарушина и т.д.
«Нужна ли дома волшебная палочка». Известно, что дошкольник не различает реальный и воображаемый мир. Но постепенно, где-то к 5, 6 и уж, конечно, к 7 годам (смотря каков ребенок) дети могут и должны понимать, что так бывает, а так не бывает, это просто написано в сказках. Но сказки они продолжают любить и читать еще очень долго. И это естественно. Приведем такой пример. В 3 - 4 года младший дошкольник верит в настоящего Деда Мороза, И ждет его с нетерпением. В 6 - 7 лет ребенок уже или почти не верит, но ждет его с таким же нетерпением. Мы с вами, уважаемые взрослые, смотрим иногда фильм и наверняка знаем, что так в реальной жизни не бывает, а все равно смотрим, потому что интересно. Создавать дома каждодневный интерес для дошкольников – одна из наших маленьких задач. И помочь может сделанная нами волшебная палочка. Какая - на ваше усмотрение (к примеру, она может быть двухсторонней, с 2 головками, может удлиняться или укорачиваться и т.д.). Такая палочка может служить средством переключения внимания ребенка, может помочь поощрить малыша, помочь сюрпризно внести новую игрушку или книжку, может, наконец, помогать укладывать спать... Полезна она еще и тем, что возникает естественным путем обратная связь – с волшебной палочкой начинает играть сам ребенок, оперируя ею в действиях с любимыми играми и другими предметами.
«Моя родословная, или ленточка моей жизни». Мы уже отмечали выше, что детям нравится свое собственное отображение. Значит, на виду, в детской (при ее наличии) хорошо бы на подставочке иметь меняющиеся собственные фотографии. Еще лучше - когда ребенок постоянно может увидеть перед собой семейную фотографию (папа, мама, я). Пусть мама всегда рядом и папа вечерами. Но ведь тут, наедине с фотографией открываются возможности общения с родителями - еще раз улыбнуться им, в то же время играя, посмотреть на всех вместе со стороны - как это чудесно? Но еще лучше, когда рядом фотографии из нашей родословной. Как раньше бывало – на видном месте, в центре комнаты, была сделана так называемая семейная фотография - прабабушек, дедушек и т.д. Невольно формировалось почтение к родне. Сейчас на видном месте стенки, горки, модные картины. И это отнюдь не в осуждение. Просто очень важно найти скромное, но достаточное место и семейным фотографиям, пусть в альбоме, но под рукой, а лучше в открытом видном месте. Для того чтобы не зарастала тропа к нашим предкам, для того, чтобы, ребенок, пусть в самом элементарном, первоначальном варианте узнавал истоки своей ленточки жизни. Ведь главное для него в этом вопросе - как родители относятся к своим родителям, к своим корням, к своей родословной.
«Важность детских плечиков». Где хранить детскую одежду на каждый день? Все хранится в шкафу, а то, что носится сегодня, - на стульях. Хорошо, когда ребенок имеет свой стульчик и вешает всю одежду туда. Но лучший вариант – приобрести детские плечики. Количество таких плечиков сообразуется с количеством одежды. Ее размещение по сезонам, немногослойно воспитывает внешнюю культуру поведения, бережливость и аккуратность – далеко не последние нравственные качества, нужные каждому человеку. Именно в дошкольном возрасте формируется, или уже потом будет формироваться с большим трудом (разве что в армии?) привычка складывать аккуратно свою одежду.
«Альбомы по интересам». Мы предлагаем идти путем проб и ошибок в тех случаях, когда нет у ребенка к 4 – 5 годам явно выраженных положительных интересов. С этой целью советуем приобрести несколько альбомчиков. А дальше предложить собирать и наклеивать: фантики от конфет, открытки с изображением цветов, картинки с изображением машин, иллюстрации с изображением игрушек, иллюстрации с изображением животных и т.д. Работу эту надо делать ненавязчиво, необязательно, по мере возникновения желания самого ребенка и косвенно руководить этим процессом. Пусть ребенок в дальнейшем бросит заниматься этим делом, а интерес у него проявится совершенно в другом – такие занятия обязательно оставят положительный след. Ведь собирать по теме – значит систематизировать, обобщать, углублять детские познания.
«Звучит музыка...». Зачастую в доме звучит такая музыка, которую любят сами родители. Давайте в связи с этим обратимся к авторитетным исследователям.
Из всех искусств особенно музыка развивает правое полушарие головного мозга, т. е. образное мышление. Стоит ли удивляться, что дети, обучающиеся музыке, быстрее осваивают иностранные языки, что память у них лучше и запоминают они больше? Это с одной стороны. А с другой? Доктор медицинских наук Ю. Змановский утверждает, что классическая музыка в тихом звучании способствует засыпанию ребенка, легкому, радостному пробуждению, в целом успокаивает нервную систему. Значит, наряду с детским репертуаром хорошо бы иметь записи классической музыки.
«Уголок потерянных вещей». Он важен для воспитания собранности. Чтобы не было у нас Маш-растеряш, если кто увидит, что вещь лежит не на месте - сразу же несет ее в этот уголочек. Он будет назиданием для каждого члена семьи. Так называемый взаимоконтроль в действии.
Наверное, многие из родителей, прочтя эту главу, скажут: где же найти место для всех этих уголков? На что мы хотим сразу же ответить: «Было бы желание - место найдется и в маленькой квартире! Не верите? Проверьте!»